turtle_t: (Default)
turtle_t ([personal profile] turtle_t) wrote2010-06-09 02:32 pm

Так гуманизируется ли человечество, или как?

Этот вопрос мне задали в комментах по поводу эксперимента Милгрэма. Я на него там не ответила (повод и контекст, на мой взгляд, не очень подходящий).

Для меня нет сомнений, что если посмотреть глобально, то да, гуманизируется. Но не прямо, а с постоянными заходами части человечества в какие-то ужасные тупики. К счастью, ненадолго, обычно лет на 70... Хотя, конечно, страшно жалко людей, чья жизнь совпадает, или хотя бы существенно пересекается с этим периодом и происходит именно там, где происходит конкретный эксперимент...

Какие для меня "опорные точки", определяющие мой оптимизм? В общем, много разных, но самые любимые наверное такие:

1) Концепт толерантности появился несколько столетий назад, а до этого его не было вообще -- как понятия.

2) Демократия вошла во всеобщую моду, даже самые тоталитарные режимы называют себя демократическими.

3) Женщины в большинстве стран мира стали считаться людьми, и обратной дороги вроде бы нет.

Можно продолжать, конечно, но именно здесь я хочу пока что остановиться и привести один пример. Мне его толко что френдесса в личку прислала (спасибо [livejournal.com profile] m_petra), вот он: Китайские "лотосовые ножки"-"lily feet" и ужасающие подробности этого обычая.

Всё-таки это история. Ужасная и совсем недавняя, но возврата к ней нет. Или есть?...

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com 2010-06-09 06:44 pm (UTC)(link)
Турция показывает, что возврат есть к чему угодно. Там, вроде, давно уже европеизировались, а сейчас снова запихивают женщин в "традиционную" одежду.

[identity profile] reader59.livejournal.com 2010-06-09 06:50 pm (UTC)(link)
ровно в той мере, в какой ослабевает конкуренция за критические ресурсы.
и уж что-что, а обратный путь тут точно есть.
это в прямом есть основания для сомнений=.

[identity profile] oleposya.livejournal.com 2010-06-09 07:12 pm (UTC)(link)
какой ДРЕМУЧИЙ кошмар!!!!

[identity profile] sabinulya.livejournal.com 2010-06-09 08:21 pm (UTC)(link)
не соглашусь:( тоталитарные режимы чудно умеюыт полз[оваться плодами демократии, это да. а зверь в них сидит еще ох какой.

[identity profile] ania-ba.livejournal.com 2010-06-09 08:25 pm (UTC)(link)
С детства знала об этих ножках,но вот сейчас воочию увидела.Ужасно.А я думала,что это просто очень маленький размер у ноги получается.А тут такая деформация!

[identity profile] rusia-repka.livejournal.com 2010-06-09 09:00 pm (UTC)(link)
мода на ножки ушла, так пришла мода на "силиконовые губки"

http://blogs.mail.ru/list/patriot_rus/5F7F4013F63ACA0E.html

там старушки счастливые, тут девушки счастливые

порочный круг что ли

[identity profile] egorfine.livejournal.com 2010-06-09 09:29 pm (UTC)(link)
"Женщины в большинстве стран мира стали считаться людьми, и обратной дороги вроде бы нет."

Разве? А не будет так, как с пуританской моралью - то она есть, то ее нет?

[identity profile] zuzlishka.livejournal.com 2010-06-09 10:20 pm (UTC)(link)
мне иногда приходит в голову, что раньше, когда понятия свободы и прав носили коллективный характер - согласно вероисповедания, социальной страты и т.п., смерть носила более индивидуальный характер как результат рукопашного боя, например.
А сейчас - на жизнь свобод и прав отводится больше, но оружие массового уничтожения обезличивает смерть. имхо.

[identity profile] lich-ona.livejournal.com 2010-06-09 10:51 pm (UTC)(link)
Эм... каблуки?

[identity profile] lightik.livejournal.com 2010-06-10 12:02 am (UTC)(link)
То, что женщины стали считаться людьми, может быть нарушено в один момент, потому что ето стало возможным только благодаря достижениям фармацевтики, когда не каждый сексуальный контакт ведет к беременности.
Запретить контацептивы - и все, назад на кухню, рожать одного за другим каждый год.
И ето если не принимать во внимание возможность економических и глобально-природных катаклизмов, которые переводят человеческие отношения на уровень "кто сильнее тот и прав".

[identity profile] qanai.livejournal.com 2010-06-10 03:33 am (UTC)(link)
я в этой области, мягко говоря, не специалист, но мне кажется, что в этом контексте неправильно определен термин "человечество". вы правы, если речь идет о конкретной культуре, внутри которой, кстати, и происходит обсуждение. сегодня ее можно назвать доминирующей в мире, поэтому другие цивилизации испытывают воздействие процессов, в ней происходящих, хотя реагируют по-разному.

[identity profile] lich-ona.livejournal.com 2010-06-10 08:52 am (UTC)(link)
Еще раз прочитала статью... Это ж все-таки как надо было ненавидеть женщин! Даже если мы все вдруг вернемся в первобытное общество - нахрена, ну нахрена избивать более слабых, потом отобрать у них права, а затем унижать, издеваться и калечить их.

Мне кажется, у нас даже права называться цивилизацией нет. Животные - и то гуманней.

Прочитала комментарии, сижу в шоке. То комментарии типа "сами дуры", да и автор поста говорит, ну ладно, тогда не дуры, а вот то, что теперь - точно дуры над собой издеваются. И поражает наивность некоторых думавших, что нога была типа дерева бонсай: если носить мелекнькую обувь с детства, то ножка не вырастет, это не больно и изящно. Наверняка китайские мужчины тоже так думали.

[identity profile] elogim.livejournal.com 2010-06-10 11:04 am (UTC)(link)

А ядерное оружие - как возможность уничтожить цивилизацию в одночасье?
Уже один этот довод способен ниспровергнуть все остальное.
Тут вопрос очень сложный, и чтобы найти на него ответ необходимо разобраться с очень запутанным и неопределенным термином "гуманизация". Что это вообще такое?

Например, было очень гуманистическое (условно) сообщество в античной Греции. Средние века по сравнению с ним - очевидный "откат" назад. 19 век - очевидно более "гуманистический", чем век тоталитарных режимов - 20.

Вообще, корректно сравнивать только то, что уже минуло, и чему мы можем дать какие-то оценки. А сегодняшнее время в этом смысле безоценочно.

[identity profile] isya.livejournal.com 2010-06-10 10:27 pm (UTC)(link)
есть возврат, есть. достаточно, увы, историю почитать :(

но мы будем бороться. в конце концов, возврат произошел не ко всему - рабов в прямом смысле в западном смысле пока нет, к счастью, и вряд ли хотя бы в ближайшие лет 50-100 есть шансы, что появятся.

но прогресс не гарантирован и расслабляться нельзя :)

[identity profile] il-kin.livejournal.com 2010-06-15 08:46 am (UTC)(link)
Что касается моей собственной жизни, то я пессимистка, а вот на судьбы, так сказать, человечества смотрю с оптимизмом. И странно слышать, как вокруг твердят об ужасном времени, в котором мы живем, о якобы миновавшем золотом веке. Жаль, что машина времени еще не изобретена. Отправился бы каждый ностальгирующий в любезные ему времена, может, и изменил бы свое мнение. Женщин это, разумеется, касается в первую очередь.

Несмотря на то, что масштабы разрушений и жертв при войнах увеличились, и жестокость человеческая остается ровно такой же, какой была тысячелетия назад, ценность отдельной человеческой жизни возросла... вернее, она просто появилась. Люди гибнут так же, как и прежде, но отношение к этому изменилось совершенно. И будет меняться дальше, я уверена.